Вконтакте Одноклассники Фейсбук Гугл+ Английский Испанский Итальянский Русский Украинский

Реклама

Барьер психологический – барьеры смысловые



Барьер психологический – барьеры смысловые

Барьер психологический данное понятие характеризует психическое состояние, которое манифстируется неадекватной пассивностью субъекта, чем препятствует выполнению ним тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера заключается в усилении негативных установок и переживаний - чувства вины, стыда, тревоги, страха, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (в частности страх аудитории). В социальном поведении индивида психологические барьеры является коммуникативными барьерами (а именно, барьерами в общении), которые манифестируются отсутствием эмпат, гибкости межличностных социальных установок, а также смысловыми барьерами. Психологический барьер общения представляет собой объект специальных исследований в контексте социально-психологической теории, коммуникативно-информационных теорий и когнитивной психологии. Их можно характеризовать как субъективное переживание человеком нарушений в осуществлении спланированного общения путем неприятие партнера, непонимание его слов и действий, изменение собственного психоэмоционального состояния или коммуникативной ситуации и тому подобное.

В педагогической работе такие психологические барьеры соотносятся с формами, содержанием и общей логикой развития учебного (педагогического) процесса; с особенностями педагога как субъекта воспитания и обучения, а также процессом общения преподавателя со студентами. По содержанию, общей логики и форм развития педагогического процесса возникают психологические барьеры, связанные с решением и постановкой педагогических задач, оказываются в недостаточно точном и полном планировании действий, в не учете допущенных ошибок, в недоступной гибкости при перестройке задач во время занятия, сужении их содержания за счет игнорирования воспитательной и развивающей функции; с влиянием на студента, который проявляется в неумении принимать его как целостную личность, находящаяся в процессе развития и становления; с определением эффективного сочетания продуктивных, творческих форм работы в учебном процессе с репродуктивными, а также с организацией активных форм работы, обеспечивающих развитие познавательной активности учащихся. Психологические барьеры указанного характера обусловлены тем, что преподаватель постоянно применяет один и тот же метод без учета его связи с другими; методы, которые использует преподаватель, не связанные между собой и не отвечают особенностям и возможностям студентов и индивидуально-психологическим особенностям педагога. Педагогические проблемы соотносятся также с умением преподавателя корректировать свои действия соответственно с личными субъективных особенностями. Они могут, в частности, объясняться недостатком самоконтроля и самокорректировки у преподавателя, проявляющееся в его недостаточной рефлексии и заниженной критичности к себе.

По коммуникативного взаимодействия преподавателя с учащимися, по мнению В. Кан-Калика, описаны такие характерные психологические барьеры: разногласия в установках преподавателя и аудитории, когда преподаватель увлечен планом интересного занятия, а студенты невнимательны, равнодушны: как результат, неопытные преподаватели теряют самообладание, раздражаются, принимают неадекватные решения и тому подобное; страх общения с аудиторией, что характерно прежде всего для неопытных преподавателей; отсутствие контакта с аудиторией - вместо того, чтобы оперативно организовывать деятельность студентов, преподаватель начинает действовать автономно: читать студентам нотации, писать на доске объяснения и тому подобное; сужение функций общения: преподаватель учитывает прежде всего информационные задачи общения, игнорируя интерактивные и социально-перцептивные; негативная установка по аудитории, сформированная в результате суждений других преподавателей или собственных педагогических неудач; предыдущий отрицательный опыт общения с определенной группой или отдельными студентами; страх допустить педагогическую ошибку: опоздать на занятия, не уложиться в сроки занятий, неправильно оценить знания и т.д.; подражания, когда преподаватель механически использует манеры поведения другого педагога, не понимая того, что чужой стиль невозможно перенять.

На формирование психологического климата на фармпредприятии в значительной степени влияет наличие психологических барьеров смысловых, под которыми понимают явления, когда работник понимает и умеет выполнять требования руководителя, одновременно игнорирует их, не желает выполнять. К основным видам проявления психологических смысловых барьеров относятся: разное понимание руководителем и подчиненными сути требований, предъявляемых перед коллективом работающих; неприятие подчиненным формы представления того или иного требования со стороны руководителя или даже личности руководителя.


^Наверх

Полезно знать