Государственное регулирование
Государственное регулирование представляет собой совокупность методов и форм целенаправленного воздействия государственных организаций и учреждений на развитие общественного способа производства. Это осуществляется с целью приспособления и стабилизации к изменяющимся условиям. Следует отметить, необходимость вмешательства государства в экономику, а именно в фармацевтическую отрасль, обусловлена:
- попыткой создания оптимальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма;
- защитой национальных интересов на мировом рынке;
- устранением отрицательных последствий рыночных процессов;
- решением проблем, которые рыночный механизм решает плохо или вовсе решить не может.
Методы государственного регулирования можно классифицировать по следующим признакам:
- формами (прямые, косвенные)
- способами воздействия (административные, экономические, правовые, пропагандистские).
Основными инструментами прямого государственного регулирования. Фармацевтической отрасли являются:
- нормативно-правовые и законодательные акты по вопросам развития отрасли
- организации и экономики обеспечения населения фармацевтической продукцией учреждениями здравоохранения
- ценообразования на лекарственные препараты
- государственные меры целевых комплексных программ и макроэкономических планов по улучшению обеспечения населения страны лекарствами
- государственные заказы
- тендеры
- централизованно регулируемые цены на лекарственные препараты
- государственные бюджетные расходы
- нормативы
- квоты
- лицензии
- лимиты и тому подобное
Руководствуясь методами прямого воздействия, органы управления действуют непосредственно на функционирование субъектов фармацевтического рынка. Методы косвенного государственного регулирования представляют собой методики, регламентирующие поведение субъектов фармацевтического рынка опосредованно, путем создания определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в направлении, нужном государству.
Применение методов косвенного регулирования базируется на использовании инструментов бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной, фискальной, инвестиционной, инновационной и других отраслей экономической политики, а также способы морального убеждения.
Правовое государственное регулирование фармацевтической отрасли - это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических правил (норм) поведения субъектов права, которые функционируют на фармацевтическом рынке. Принципы правового государственного регулирования отражены в нормативно-правовых документах (законах, постановлениях, приказах и т.д.). Например, важнейшими документами по вопросам лекарственного обеспечения являются Законы Украины «О лекарственных средствах», «Основы законодательства об охране здоровья» и др. Административное государственное регулирование - это также инструмент прямого государственного влияния на деятельность субъектов рынка. Признаками применения административных методов является непосредственное воздействие на действия исполнителей путем установления их норм поведения; обязанностей, обязательность выполнения распоряжений, приказов; ответственность субъектов хозяйствования за невыполнение приказов.
Основными формами административного регулирования в фармации является лицензирование и аккредитация субъектов фармацевтической деятельности, определение квот, применение санкций и контроль за соблюдением норм, стандартов, выполнением государственных заказов.
Пропагандистское (морально-этическое) государственное регулирование - это обращение государства к чести, достоинству, совести человека. Оно охватывает как меры воспитания, так и разъяснения, популяризации целей и содержания государственной политики в области обеспечения населения лекарственными препаратами. Важнейшими из методов государственного регулирования экономические. Экономическое государственное регулирование в фармацевтическом секторе осуществляется путем проведения бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, налоговой, амортизационной и ценовой политики. Инструментом фискальной политики в фармации является государственная закупка лекарственных препаратов, характеризующих бюджетные расходы. Выделяют экспансионистскую (стимулирующую) фискальную политику, которая направлена на стимулирование производства отечественной фармацевтической продукции из-за увеличения объема государственных закупок, и рестрикционную (сдерживающую) фискальную политику, которая сдерживает производство.
В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений здравоохранения, инвестиционных программ, направленных на улучшение обеспечения населения лекарствами.
Расходы государственного бюджета осуществляются также в таких формах, как дотации, субвенции, субсидии. Налоговая политика используется для пополнения государственных финансовых ресурсов и для стимулирования научно-технического прогресса, экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной фармацевтической продукции, осуществления структурных преобразований.
Налоговая политика осуществляется в двух направлениях:
- установления налоговых ставок и определение видов налогов;< /li>
- предоставление налоговых льгот отдельным субъектам с целью воздействия на уровень денежных доходов населения и инвестиционный климат в целом.
В Украине до сих пор механизма эффективного и рационального налогообложения фармацевтических предприятий не созданы, налоги в основном выполняют фискальную функцию. Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью воздействия на денежные предложения.
Для достижения указанной цели Центральный банк применяет следующие основные инструменты:
- денежная эмиссия
- изменение нормы обязательных резервов
- операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке
- манипулирование учетной ставкой
Самым результативным направлением в амортизационной политике является так называемый механизм ускоренной амортизации. Введение и использование его позволяет фармацевтическим предприятиям уже в первые годы эксплуатации машин накопить в амортизационный фонд достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования, вернуть большую часть стоимости оборудования.
Государственное регулирование цен на лекарства является одним из главных экономических методов регулирования. К косвенным методам регулирования цен на фармацевтическую продукцию принадлежат введения предельных нормативов рентабельности, изменения ставок ввозной пошлины на импортное сырье, льготное налогообложение субъектов фармацевтической деятельности, дифференциация уровня ставок товарных налогов.
Прямые методы государственного регулирования ценообразования - это заключение договоров о ценах между государством и предприятиями, дотирование производства лекарственных препаратов, «замораживание» цен на лекарства, декларирования изменения цен, введение предельных уровней торговых наценок, установленные предельных уровней цен, установления фиксированных цен на лекарственные средства.
В Украине с 1991 государственное регулирование цен на фармацевтическую продукцию внедрена на двух уровнях управления - общегосударственном и региональном - путем установления предельного уровня торговых наценок. Соотношение между прямыми и опосредованными методами государственного регулирования зависят от особенностей экономического развития страны, традиций и других факторов. Так, Великобритания, Голландия, Германия и США проводят политику экономического либерализма. Напротив, во Франции, Бельгии, Японии введен политику экономического дирижизма.
^Наверх