Использование антагонистов к рецепторам эндотелина (бозентан, фосфорамидон, BQ-123, RES-701-1) в лечении пациентов с ХСН
Новым направлением в лечении ХСН является применение антагонистов рецепторов эндотелина-1. Длительное назначение антагонистов рецепторов эндотелина (ЭТА или ЭТА и ЭТБ-рецепторов) у животных с экспериментальной сердечной недостаточностью снижает пред- и постнагрузку на сердце, а также предупреждает прогрессирование левожелудочковой недостаточности в течение нескольких месяцев после перевязки коронарных сосудов. Такие животные имели значительно лучший долгосрочный прогноз, процент выживаемости увеличивался от 43 до 85 % после назначения BQ-123 и от 47 до 65 % после применения бозентана. Возможно, что более высокий процент выживших животных после назначения BQ-123 отражает неблагоприятный эффект дополнительной блокады ЭТБ-рецепторов, которая происходит при использовании бозентана. При сравнении селективных антагонистов ЭТА и ЭТБ-рецепторов селективный антагонист эндотелиновых рецепторов (ЭТБ-рецепторов) RES-701-1 увеличивал внутрисердечное давление и снижал сердечный выброс и почечный кровоток. Эти потенциально неблагоприятные эффекты не встречались во время блокады ЭТА-рецепторов.
Клинические исследования с антагонистом эндотелиновых рецепторов (ЭТА/Б-рецепторов) бозентаном у больных с тяжелой ХСН показали способность бозентана вызывать продолжительную периферическую, легочную и венозную вазодилатацию вместе с улучшением сердечной деятельности без рефлекторной тахикардии. Эти положительные гемодинамические эффекты были подобны эффектам, наблюдаемым при терапии ИАПФ и возникает вопрос об эффективности антиэндотелиновой терапии у больных с сердечной недостаточностью уже получающих максимальные дозы ИАПФ. Этот вопрос изучался в исследованиях с локальным введением в плечевую артерию ингибитора эндотелинпревращающего фермента фосфорамидона и антагониста ЭТА-рецепторов BQ-123 у больных с ХСН получающих ИАПФ. Оба эти агента вызывали продолжительную вазодилатацию сосудов предплечья, предполагая, что антагонисты рецепторов эндотелина обладают полезными воздействиями в дополнение к эффектам ИАПФ у больных с ХСН. Действительно, результаты исследований с длительным пероральным назначением антагониста ЭТА/Б-рецепторов бозентана свидетельствуют, о позитивных эффектах антиэндотелиновой терапии у больных с ХСН, получающих ИАПФ. Терапия бозентаном в течение 14 суток снижала системное и легочное сосудистое сопротивление у этих пациентов на 24 и 20 % соответсвенно. Несмотря на снижение АД не отмечалось увеличения уровня норадреналина в крови и активации ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС).
Несмотря на то, что бозентан обладает выраженными гемодинамическими и клиническими эффектами в лечении ХСН, продолжаются интенсивные дебаты, касающиеся вопроса, селективная ли ЭТА-блокада или неселективная ЭТА/Б-блокада является более предпочтительной при этой патологии. Интересно, что вазодилатация в ответ на BQ-123 снижается, а в ответ на фосфорамидон увеличивается при ХСН. Это может быть следствием увеличения плотности рецеторов эндотелина (ЭТБ-рецепторов), наблюдающегося в экспериментальной модели. Действительно, увеличенная ЭТБ-опосредованная вазоконстрикция показана в резистивных сосудах предплечья при ХСН. Тем не менее, пациенты с ХСН демонстрируют вазоконстрикцию в ответ на антагонист ЭТв-рецепторов BQ-788, предполагая доминирующую роль в сосудах этих рецепторов, опосредующих вазодилатацию в нормальных состояниях. Эти данные, вместе с результатами экспериментальных исследований, предполагают преимущество селективной блокады ЭТА-рецепторов в лечении ХСН.
Таким образом, в настоящее время основным принципом лечения ХСН является применение лекарственных средств, влияющих на нейрогуморальные факторы регуляции. Для достижения более полной и качественной блокады целесообразно сочетание известных нейрогуморальных модуляторов (ИАПФ, АРАП, бета-блокаторов, альдактона) или применение новых классов лекарственных средств.