Этика социальная (понятие, структура, функции, задачи)
Общие понятия
Этика социальная (ethika и ethos - привычка, характер, от латинского слова Socialis - товарищеский, общественный) - это наука о целях и ценностях современного общества, или нормативное обоснование групповых, институциональных и корпоративных отношений.
Включая политическую этику, экономическую (или хозяйственную этику), дискурсивной, институциональную, этику бизнеса.
Категории и структура
Основные категории этики социальной в фармации:
- профессиональные этические отношения
- этическое сознание
- этические действия
- профессиональный долг фармацевта.
Принципы
Принципы социальной этики:
- уважение к достоинству каждого человека
- приоритетность интересов каждого человека
- толерантность
- доверие и взаимодействие в решении проблем клиента
- доступность лекарственных препаратов (экономическая, физическая, информационная)
- фармацевтических услуг
- конфиденциальность
- соблюдение норм профессиональной этики
Функции
Функции этики социальной:
- воспитательная
- аналитико-прогностическая
- формирование цели
- коммуникативная
- планирование
- информационная
- организационная
- контролирующая
- превентивная
Основные понятия социальной этики:
- социальный институт
- социальная справедливость
- социальная ответственность
Задачи
Задачами социальной этики является формирование структуры социальных институтов, способствующих солидарности людей и положительно влияют на все сферы их бытия. Становлением фармации как социального института стало создание мощных НИИ по разработке новых ЛП; фармацевтических фирм и компаний, производящих и реализующих лекарства; возникновения рынка лекарств со всеми традиционными рыночными атрибутами; создание мощной рекламной и маркетинговой службы; формирование законодательной базы функционирования фармпредприятий в условиях рынка; создание принципиально новой системы подготовки и обучения кадров; переориентация массового сознания и изменение установок индивидуального сознания в сфере потребления лекарств.
Такая сложная система предполагает определенный набор групповых, институциональных и корпоративных отношений, являющихся предметом социальной этики и связано с такими составляющими, как разработка, испытание, производство, реализация лекарств и контроль за их качеством. На современном этапе социальная этика выступает основой социальной интеграции и социального порядка, социального согласия и социальной справедливости, от эффективности и результатов которой зависит благосостояние и благополучие людей как в рамках отдельных государств, так и во всем мире.
Литература
- Радченко С. Этика бизнеса. - М., 2006;
- Социально-ответственный бизнес в Украине: портал Сообщества социально ответственного бизнеса. - Режим доступа: svb.org.ua