Этика бизнеса (понятие, принципы, формы, функции, задачи)
Общие понятия
Этика бизнеса (от греческого слова Ethika ethos - привычка, характер; англ. Business - дело, занятие) - это система общеэтических норм, правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их взаимодействия и общения.
Этика бизнеса рассматривает взаимосвязь целей и средств предпринимательства, влияние действий предпринимателя на свое положение и положение работников фирмы, общества. К компетенции этики в бизнесе принадлежит исследования моральных аспектов законодательства в сфере труда, трудовых отношений и распределения общественного продукта.
Принципы этики бизнеса:
- экономическая целесообразность
- ситуативность
- индивидуальная ответственность
Функции этики в бизнесе:
- познавательно-оценочная функция (формирование нравственного сознания, понимание этических принципов и норм, функция использования этических принципов и норм как критериев оценки мотивов, целей, средств, результатов и последствий деятельности);
- регулятивная функция (составление индивидуальной и коллективной деятельности и отношений на моральных принципах гуманизма, справедливости, ответственности и т.д., функция закрепления сложившихся моральных норм в официальных документах, а также в традициях и привычках)
- контрольная функция (осуществление внутреннего и внешнего контроля за соблюдением моральных норм в профессиональной деятельности и поведении предпринимателей);
- предохранительно-профилактическая функция (стимулирование этического поведения, выявления нравственных деформаций, этических конфликтов, причин, их порождающих, и их решение и нейтрализация)
- функция социализации (адаптация и индивидуализация морального профессионального поведения предпринимателя; приобретения опыта этической ролевого поведения на конкретной должности в процессе коллективного труда).
Основные задачи этики бизнеса:
- исследование теоретических проблем морали бизнеса;
- разработка проблем моральных аспектов бизнеса;
- выявление требований, предъявляемых к нравственности бизнесмена;
- изучение особенностей нравственного сознания бизнесмена;
- разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания бизнесмена.
Источником этики бизнеса является «Принципы международного бизнеса» - этический кодекс, разработанный представителями ведущих компаний США, Западной Европы и Японии, принятый в Швейцарии в 1994.
Важным элементом институционализации этики бизнеса в Украине стало подписание ведущими украинскими и международными компаниями, ассоциациями и неправительственными организациями Глобального договора ООН, презентация которого состоялась 25 апреля 2006 при поддержке ведущих украинских и международных компаний. Подписанты Глобального договора в Украине заявили о своем желании по созданию сети и принципов Глобального договора в Украине, который является платформой для содействия и продвижения социальной ответственности бизнеса, источниками которого являются «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация фундаментальных принципов и прав на рабочем месте Международной организации труда »,« Рио-де-Жанейрская декларация по экологии и развития »,« Конвенция ООН против коррупции ». Важнейшим отечественным источником бизнеса в этике для предпринимателей фармацевтического сектора экономики являются национальные нормативно-правовые акты, регулирующие морально-этические отношения в экономической сфере, корпоративные деонтологические документы, а также Этический кодекс фармацевтических работников Украины, принято на VII Национальном съезде фармацевтов (15-17 сентября 2010 г., Харьков).
Литература
- Барановский В.Ф. Этика бизнеса. - М., 2008;
- Герасимчук А.А. Этика и этикет. - М., 2006;
- Глобальный договор [Электронный ресурс] / Украинская Сеть Глобального договора ООН. - Режим доступа: globalcompact.org.ua/ua/about/what;
- Калашник М. Выступая с дипломатическим протоколом и делового этикета - М., 2007.