Электронный учебник (общие сведения, особенности создания, технология обучения)
Общие сведения
Электронный учебник - это компьютерное педагогическое программное средство, предназначенное в первую очередь для представления новой информации, дополняющей печатные издания, служит для индивидуального обучения, и позволяет тестировать полученные знания или умения студента. В настоящее время существует множество различных вариантов классификации электронного учебника, но единого мнения по этому вопросу и, соответственно, общей классификации нет. Одна из самых распространенных классификаций основывается на целях и задачах обучающих систем или режимах использования Е.п. с выделением следующих типов: те, иллюстрирующие, консультируют, операционные среды, тренажеры, учебный контроль. В конкретном электронном учебнике могут быть реализованы несколько типов из указанных режимов его использования.
Электронный учебник как учебное средство качественно нового типа может быть открытой или частично открытой программной системой, то есть такой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуры учебника. Модификация электронных типов учебников может потребоваться в первую очередь для адаптации его к конкретному учебному плану, учитывающей специфику дисциплины, которая преподается в определенном вузе, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности студентов, объем часов изучения дисциплины и т.д.
При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, прежде всего, чтобы не нарушался закон об авторских и смежных правах. Для защиты электронных учебников от несанкционированного изменения должны применяться пароль или система паролей.
Требования и технологии
Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания и быть их электронной версии, а максимально использовать все современные достижения информационных технологий:
- Учебник должен содержать только минимум текстовой информации в связи с тем, что длительное чтение с экрана вызывает значительное утомление студента и, как следствие, снижение восприятия и усвоения знаний.
- Положительным фактором является возможность широкого использования в электронных учебниках признаков цветности, что существенно повышает его информационную ценность. В электронном учебнике должна использоваться возможность выделять отдельные слова или фразы цветом, фоном или иным способом, улучшает наглядность и позволяет акцентировать внимание на главном.
- Цифровые учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала, активизирует умственную деятельность студента и обеспечивает практическую наглядность обучения. Использование видеофрагментов или анимации позволяет передать в динамике процессы и явления, которые изучаются. Эти компоненты определяют мультимедийный характер электронного учебника
- Применение аудиофрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предоставления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизируются не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга (по данным ЮНЕСКО, при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном - 25%, а при аудиовизуальном - до 65% воспринятой информации).
- Электронный учебник должен содержать гиперссылки между элементами учебника и может иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники, обеспечивается применением различных программных средств навигации. Цифровой учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке. Современные программы средства навигации определяют интерактивность электронного учебника.
- В цифровом учебнике должен быть список рекомендуемой литературы, изданной традиционным (печатным) способом. Он может быть адаптирован к конкретному учебному плану вузов и поэтому в списке литературы можно предположить указание имеющейся в библиотеке количества книг или других изданий. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Internet.
- Электронный учебник должен содержать и средства контроля, поскольку контроль знаний является одной из основных проблем в обучении.
Режимы цифрового учебника
Цифровой учебник должен работать в следующих трех режимах:
- обучение без контроля;
- обучение с промежуточным контролем, при котором в конце каждой главы (параграфа) студенту предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
- обучение с итоговым тестовым контролем знаний по выставлением оценки.
Обучение
Информационно-иллюстративное обучение с помощью электронных учебников способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, что содержит не только текстовую и графическую информацию, но и звуковые и видеофрагменты, позволяет индивидуализировать обучение и, в отличие от обычного (печатного) учебника, имеет интерактивные возможности, то есть может предоставить необходимую информацию по запросу студента, приближает цифровой учебник к обучению, которое осуществляется под руководством преподавателя. Естественно, что тестовые вопросы, «ставит» студенту компьютер, пока еще уступают по своему разнообразию, вопросом, что ставятся при общении с преподавателем, однако их круг постепенно расширяется.
Проектирование и создание
При проектировании и создании электронных учебников и учебных программ необходимо дотримувася психологических принципов взаимодействия человека и компьютера. Исключительное дидактическое значение имеет компоновку текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной степени зависят как от расположения информации на странице (экране монитора), так и от последовательности страниц. Эти элементы играют важную роль не только в осознании и понимании содержания материала пользователем, но и в дальнейшем кодировке и переводе в долговременную электронную память материалов электронных учебников для его хранения и использования. Следует отметить, что использование цифровых учебников целесообразно только в комплексе с другими учебными системами, при этом не отрицая, а взаимно дополняя печатные издания.
Литература
- Алексеев А.Н. Дистанционное обучение инженерным специальностям. - Сумы, 2005;
- Вуль В.А. Электронные издания. - СПб., 2003;
- Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. З.А. Джалиашвилы. - СПб., 2003;
- Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. - М., 2005.