Бюджет (определение, система, организация, утверждение). Организация местного и государственного бюджетных структур. Бюджет организации и государства
Бюджет (от французского слова - Budget - давно. Франц. Bougette - кожаный кошелек) - предусмотрен расчет ожидаемых доходов и расходов государства, предприятий, учреждений и организаций, отдельных лиц на определенный срок. В зависимости от уровня формирования, распределения и использования денежных фондов выделяют потребительские бюджеты организаций (доходы и расходы физических лиц), бюджет учреждений предприятий, организаций, фирм, коммерческих и некоммерческих организаций, государственная и местная система бюджетов организации. Как правило, утверждение бюджета организации формируется в виде таблицы доходов и расходов: в доходной части учитываются все виды и суммы средств, поступающих в расходной - все виды расходов, которые прогнозируются.
В основе формирования бюджета организации лежат следующие принципы:
- единство (отображение в одном утверждении бюджета организации всех доходов и расходов);
- полнота (которая предполагает отражение доходов и расходов в полном объеме);
- реальность (достоверность информации, предполагает положения о пополнении доходной части и исполнения расходной части) гласность (при формировании государственного бюджета предусматривается право общественности на ознакомление с источниками доходов и направлениями расходования средств).
Главным звеном финансовой системы общества являются государственные финансы, в свою очередь, ее центральной частью выступает государственные формы бюджета, под которым понимают часть, которая подлежит перераспределению национального дохода. По материальному содержанию государственный бюджет в отличии от аналогиченых структур организаций - централизованный фонд средств государства. По социально-экономическому содержанию госбюджет - основной инструмент территориального и межотраслевого перераспределения части национального продукта. Сущность и значение государственной системы бюджетов о оказывается в его функциях, среди которых можно выделить как традиционные политические и неэкономические функции, так и функции, связанные с регулированием экономического развития.
Аккумулируя в госбюджете часть национального дохода, государство активизирует свое вмешательство в экономическую и социальную жизнь, процессы общественного производства, создание, распределение и использование общественного продукта. С помощью системы доходов и расходов государственной системы бюджета влияет на деловую активность и занятость. Система бюджетов организации используется для проведения политики долгосрочного экономического роста, обеспечения стратегических условий развития экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности. Для этого через бюджетные расходы стимулируется развитие наиболее перспективных отраслей экономики, регулируется восстановление и расширенное воспроизводство основного капитала, сглаживаются межотраслевые диспропорции, проводится финансирование программ, которые способствуют структурной перестройке хозяйства. Влияние госбюджета на инвестиционный процесс осуществляется в форме субсидий, кредитов, гарантов. Увеличивая за счет бюджетных расходов государственное потребление, государство расширяет внутренний рынок, облегчая процесс реализации товаров и сокращая расходы, связанные с недоиспользованием мощностей и ресурсов.
В целом рост бюджетных расходов и снижение налогов поступают стимулирующее влияние на производство и занятость и конечно отслеживаются в период экономического спада, когда наблюдается дефицит совокупных расходов и безработицы. В периоды усиления инфляционных процессов при избыточном уровне совокупных расходов применяется комплекс мер по ограничению бюджетных расходов и повышение налогов. Проведение подобных мероприятий может сопровождаться появлением дефицита или избытка бюджета организации или госбюджета, дальнейшее влияние которых на экономику зависит от того, каким образом они будут профинансированы и покрытые (если речь идет о дефиците) и как они будут использоваться (если речь идет об излишках).
Расход средств организаций местного бюджета осуществляется по следующим направлениям:
- военные расходы (прямые, проведенные по сметам военных министерств, и косвенные, направленные на наращивание военного потенциала и ликвидации последствий войн).
- экономические затраты (ассигнования на инвестиции в отрасли, малопривлекательные для частного бизнеса - технологически сложные, наукоемкие, с большим сроком окупаемости и высокими начальными затратами;
- финансовая поддержка перспективных отраслей, государственное финансирование научно-технических программ;
- льготы малому бизнесу дотации на покрытие убыточных производств и поддержка искусственно высоких цен;
- поручительство по кредитам, экспортные премии);
- расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью (взносы в международные финансово-кредитные учреждения, иностранные займы) социальные расходы (финансирование социально-культурной сферы).
- Прибыли государственной системы бюджета формируются за счет налоговых поступлений, государственных займов (внешних и внутренних), прибыли государственных внебюджетных фондов.
- Организация местного бюджета строится на подобных принципах. Основные отличия заключаются в структуре доходной (в местных системах бюджета доминируют местные налоги и сборы, субсидии и субвенции из госбюджета) и расходной базы (в местных системах бюджетов организации доминируют социальные расходы и расходы местного назначения).
Литература
Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М., 1981.
^Наверх