Вконтакте Одноклассники Фейсбук Гугл+ Английский Испанский Итальянский Русский Украинский

Реклама

Экстраверсии-интроверсии (общие понятия, терминология)



Экстраверсии-интроверсии (общие понятия, терминология)

Общее понятие, термин

Экстраверсии-интроверсии (от лат. Extra - вне (intro - внутрь) + versio - поворот, обращение) - характеристика индивидуальных психологических различий человека, крайние полюса которой в основном соответствуют направленности личности на мир внешних объектов или на явления его личной субъективного мира .

Понятие экстраверсии-интроверсии как типичных характеристик личности, существующих наряду с частичными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К. Юнгом в работе «Психологические типы». К. Юнг описал два типа личности - экстраверт и интроверт. В основу разделения положена направленность человека наружу или внутрь, которая проявляется в ее мировосприятии и реакции на различные стимулы.

Экстраверты и интроверты

Экстраверт - это человек, мысли, чувства, интересы и действия которой направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Ему присущи гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность (см. Адаптация).

Экстраверт легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям, открытый по отношению к внешним объектам, стремится приумножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние. Как правило, это импульсивная лицо, находящееся в постоянном движении, шутливая, часто поверхностна.

Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мнению, интересы и даже действия обращены на личное я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянного анализа своих психических состояний.

Он с трудом контактирует с окружающими и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; замкнутый, переживает все в себе; защищается вместо того, чтобы позволить себя формировать, не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезные, сдержанные, педантичные, нередко подвержены депрессии. Концепция экстраверсии-интроверсии была развита Г. Айзенком, который дал ей определенную физиологическую интерпретацию, утверждая, что в основе проявлений экстраверсии-интроверсии лежат врожденные особенности ЦНС, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения.

Превалирование возбуждения над торможением характерно для интраверта, тогда как преобладание процесса торможения типичное для поведения экстраверта. Экстраверсии-интроверсии вместе с выделенным Г. Айзенком фактора «невротизма» (эмоционально-волевой устойчивости-неустойчивости) рассматривается им как основная характеристика личности.

Описание личности

Для выявления черт личности Г. Айзенк создал психодиагностическую методику «Описание личности» (Maudsley Personality Inventory - МРИ). В настоящее время понятие экстраверсии-интроверсии получило значительное распространение в психологии, поскольку соответствует реальным наблюдением за поведением людей. При этом, безусловно, учитывается то, что чистые типы обнаруживают довольно редко, речь идет о большей или меньшей мере выражение данных характеристик. Проводят многочисленные исследования с целью установления связей этих личностных качеств с особенностями психических (в частности познавательных) процессов, выяснение соотношения значений экстраверсии-интроверсии с уровнем социальной активности, эмоциональной окраской социальных контактов и тому подобное. Учет таких характеристик специалиста фармацевтической отрасли, как экстраверсия-интроверсия, при подборе кадров и организации фармацевтической деятельности позволяет рационально использовать индивидуальные особенности для эффективного выполнения своих обязанностей каждым работником.

Литература

  1. Гончаренко С. Украинский педагогический словарь. - М., 1997;
  2. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.А., Балабанова Л. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймеры. - Ростов н / Д. - 2003;
  3. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990;
  4. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. - М., 2003.

Полезно знать

^Наверх