Вконтакте Одноклассники Фейсбук Гугл+ Английский Испанский Итальянский Русский Украинский

Реклама

Возраст (методы определения, физиология, биология)



Возраст (методы определения, физиология, биология)

Возраст – это период развития человека, характеризующееся совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Различают хронологический возраст, который означает продолжительность существования человека с момента его рождения, и психологический возраст - своеобразный степень онтогенетического развития. Хронологический (паспортный) возраст ребенка не может быть надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности. Психологический возраст представляет собой качественно особым этапом, которому свойственны определенные изменения, определяющие своеобразие структуры личности на конкретной стадии развития.

Методы определения возраста

В методах определения возраста выделяют различные возрастные периоды. Варианты периодизации возрастного развития условны, поскольку основаны на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики физиологии возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы биологии возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от ее ранее сформированных и развитых психологических свойств. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику физиологии возраста, а изменение соотношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующему возрастного этапа. Каждому периоду биологии возраста присущи свои сильные и слабые характеристики. Знание возрастных особенностей позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его особенностей, выбирать наиболее действенные средства педагогического воздействия и взаимодействия возрастной группы.

Биология возраста – это качественно специфическая ступень онтогенетического развития.

В жизни человека принято выделять следующие возрастные периоды:

Каждый физиологический возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида, они касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития. В биологии возраста выделяют психическую составляющую (mental age) - определение интеллектуального уровня развития человека; напр., если считается, что психический возраст человека - 6 лет, то это означает, что его поведение соответствует поведению 6-летнего ребенка. Возрастные особенности - специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяются в процессе перехода стадий развития биологии возраста. Характеристика возрастных особенностей основывается на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза. Возрастные особенности создают познавательные, эмоциональные и другие характеристики личности. Возрастные изменения, в отличие от индивидуальных особенностей, отражают процессы преобразования психики большинства представителей определенной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

Возрастные кризисы - феномены психического развития. В теории Л.С. Выготского это понятие означает переход в возрастном развитии к качественно новому специфического этапа. По времени возрастные кризисы локализованы на грани стабильных возрастных периодов и проявляются как кризис младенца (до 1 мес), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеская кризис.

В практике личного страхования биология возраста выступает в качестве критерия оценки риска. Различают возраст хронологический (паспортный) и морфологический (анатомо-физиологический), который охватывает определенное количество лет жизни человека, характеризующееся заметными биологическими сдвигами (доступными для непосредственного наблюдения). Общепринятая такая схема градации морфологического и физиологиского возраста:

Отдельно при изучении биологии возраста выделяют понятие старения

Старение - комплекс возрастных морфологических, биохимических и физиологических изменений в организме, что приводит к постепенному снижению его жизнедеятельности. Старение свойственно растениям, животным и людям. Различают старение преждевременное или патологическое, и естественное, или физиологическое. Важным механизмом и выявлением процесса старения является ослабление морфологических и биохимических регенераций молекул, клеточных элементов организма и образуемых ими органов и систем. Наряду с этим в организме возникают механизмы приспособления, поддерживают гомеостаз в новых условиях. Считают, что старение организма наступает после периода роста и репродуктивной зрелости и зависит от состояния всех физиологических систем.

Ведущая роль в процессе физиологии возраста принадлежит нервной и эндокринной системам. Вопрос старения впервые детально разработали отечественные ученые И.И. Мечников и А.А. Богомолец. По биологической сути в старении организма существует много теорий. Однако большинство ученых считают, что старение и биологический возраст - процесс, генетически запрограммирован, и реализуется через ДНК, но роль генетического механизма коррелируется факторами внутренней среды и окружающей среды. Проблемы старения всех живых организмов изучают геронтология, наука об онтогенезе (см. Онтогенез) и возрастная физиология.

Литература по методам определения, физиологии и биология возраста

  1. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов. - М., 2004;
  2. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Феномен и категория зрелости в психологии. - М., 2007;
  3. Никуленко Т. Возрастная физиология и психофозиология. - Ростов н / Д, 2007;
  4. БМЭ - М., 1985. - Т.24.Цапко Т.П., Исакова Т.И.
^Наверх

Полезно знать